О личностях. Об истории. О личностях, которые делают историю.

Поделиться публикацией:

Памяти Милоша Формана

Знакомиться с его творчеством мы начали в те самые подходящие к концу 80-е, когда страна в одночасье наводнилась так называемыми “видеосалонами” – закутками, вход в которые стоил один рубль. И где основным инвентарём был видеомагнитофон и старый совковый цветной телевизор (“Горизонт”, “Весна”, “Садко” и т.д.) с самодельным на коленке припаянным пал-декодером. Тогда ещё почти никто не знал имён режиссёров. “Знатокам” кино вполне хватало имён Брюса Ли, Чака Норриса, Чарльза Бронсона и Арнольда Шварценеггера. Но его первый пятикратно оскароносный “Полёт над гнездом кукушки” обсуждали уже тогда.

Помню, как долго искал копию “Амадея” – о нём я читал в пору комсомольской юности ещё в журнале “Ровесник”, его сильно урезанная версия промелькнула на советских экранах. И помню, какое неизгладимое впечатление он на меня тогда произвёл. И, если “Амадей” удостоился восьми золотых статуэток американской киноакадемии, то “Рэгтайм” не получил ни одной, хоть и номинировался на восемь сразу. Нет, фильм отличный, но слишком уж неприглядно выглядит в нём американское общество. Не умеет американское общество смеяться над собой. Это Форман понял ещё в 1971 году после выхода своего первого американского фильма “Отрыв“. Его тогда обвинили в осквернении американского флага и даже собирались отправить назад в советскую Чехословакию.

Милош Форман на съёмках мюзикла "Волосы"
Милош Форман на съёмках мюзикла “Волосы

Другое кино

Вышедший после “Амадея” “Вальмон” был вызовом всему, включая здравый смысл. Подумать только – экранизация популярного романа в письмах Шодерло де Лакло “Опасные связи” (я читал данный опус – у них он считается классикой, но на мой взгляд – тоска смертная – ВВВ) имела огромный успех, и в ней блистали  Гленн Клоуз, Джон Малкович, Мишель Пфайффер, Ума Турман и Киану Ривз. И сразу за ней выходит новая версия. Совсем другая. Но не только не худшая, а, по мнению многих, превзошедшая свою оскароносную соперницу.

А вот первый просмотр снятого уже во второй половине 90-х фильма “Народ против Ларри Флинта” почему-то не произвёл на меня должного впечатления. И только на второй или третий раз я смог по достоинству его оценить. Но хорошо помню церемонию вручения “Оскара”. Камера довольно часто выхватывала в полном зале Формана – фильм номинировался на семь наград сразу. Неужели, думал я тогда, ни одной не дадут? Ни одной не дали. Причём было видно, что Форман ничего и не ждал, прекрасно отдавая себе отчёт в том, на что шёл. Он уже хорошо знал как Америку, так и американцев. Америка не могла простить тому, кого считала славянином то, что сочла пасквилем на американскую действительность. Хотя какой же там пасквиль? Правда она и есть правда. 

Человек на Луне” (вообще правильней было бы перевести “Упавший с Луны” или просто “Лунатик”) также не может оставить равнодушным. Один великий комик (Джим Кэрри) играет другого (Энди Кауфмана). И это – самая его драматическая роль.

Чем Милош Форман нравится многим и мне лично?

Ответ прост и однозначен. Тем, что основной нитью в его фильмах проходила концепция личности. Личности яркой, самодостаточной и желающей оставаться таковой. Не приемлющей никаких общепринятых псевдостандартов и не боящейся жить по тем правилам, которые считает единственно верными. Режиссёр хорошо показывает, как такие личности влияют на других и в итоге могут изменить общество.

Милош Форман и Джим Керри на съёмках фильма "Человек на Луне"
Милош Форман и Джим Керри на съёмках фильма “Человек на Луне”

Именно таковыми в его фильмах перед нами предстают Мак-Мёрфи, Колхауз, Моцарт, Вальмон, Кауфман, Ларри Флинт. Все они не хотят жить по правилам, которые им навязывают. Таким был и сам Милош Форман. Он никогда не считался ни с критиками, ни с популистами, оставляя за собой лишь одну непреложную истину – свои собственные убеждения.

Он не был слишком плодовитым – великим трудам не место на конвейере.

Милош Форман ушёл из жизни 13 апреля 2018 года, после непродолжительной болезни, на 87-м году жизни, в окружении родных и близких, в США. 


В заключение – лучшие пять фильмов Милоша Формана, которые, на мой взгляд, обязательно стоит посмотреть.


Форман, Милош в Википедии


!-- Global site tag (gtag.js) - Google Analytics -->