Чистый четверг, Великий четверг, Страстной четверг. Что странно в этом празднике

 


= Опубликовано 24.04.2019 | Обновлено 17.04.2025 =


Сегодня, в Чистый четверг – самый тяжёлый день Великого Поста – я хочу вспомнить одну очень странную историю.

Странность её в том, что она почему-то неизвестна. Но при этом имеет немалое, можно сказать, принципиальное значение.

А важность истории в том, что она серьёзно расшатывает один из христианских постулатов – о так называемом «чуде покаяния».

Что такое Чистый или Великий четверг


Чистый Четверг – самый постный день в году. И, соответственно, самый скорбный. В этот день произошло несколько очень значимых для христианского мира событий.

Чистый четверг. Тайная вечеря.

Тайная вечеря в Страстной четверг

Тайная вечеря – последний ужин Спасителя со своими учениками. Иисус уже знал, что один из учеников предаст его, а все остальные от него отрекутся. То есть казнь неминуема, и никто не поможет. Сюжет стал знаковым и широко используется в искусстве. 

Таинство евхаристии – на этой тайной вечере Иисус установил порядок принятия Святого причастия с помощью вина и хлеба. Хлеб обозначал тело Христово, а вино – кровь Нового Завета, проливаемую за всё человечество.

Предательство Иуды. Всему миру известна история про 30 серебренников. Сумма довольно приличная, за неё можно было купить неплохой дом в хорошем районе Иерусалима. Но в результате Иуда раскаялся и отказался от денег. Потому что не хотел смерти Учителя. И о том, как его обманули, мы уже никогда не узнаем.

Молитва в гефсиманском саду и арест Иисуса. Это последняя молитва Спасителя. Он знал, что смерть неминуема, и всё равно просил Отца Небесного пощадить его. Потому что был слаб и был человеком.

Между тем его ученики крепко спали, хотя он неоднократно просил побыть с ним. А предатель Иуда с отрядом был всё ближе и ближе.

Почему Страстной четверг назвали Чистым?

Это уже было позже. Это исключительно народное наименование, появившееся уже при православии.

Изначально имелся ввиду обряд очищения – евхаристии – установленный Спасителем на Тайной Вечере. То есть всё-таки имелось ввиду очищение души и помыслов.

Но ещё позже его связали с омовением Иисусом ног своим ученикам. И, соответственно, начали в этот день мыться и наводить порядок в доме. Можно открыть интернет и убедиться, как куча сайтов всерьёз утверждают, что именно так и надо делать.

На самом всё это – не более, чем народный фольклор. И к вере отношение он имеет очень отдалённое.

Кроме того, омовение ног ученикам – это прежде всего очищение души. И отнюдь не просто чьи-то чистые ноги. Смирение, избавление от гордыни, любовь к ближнему.

Но далеко не все это понимают.

Однако вернёмся к той самой странной истории. Это история о трёх распятых — Иисусе и двух разбойниках.

Я уже говорил о важности Предания в статье о пасхальных яйцах. Именно к Преданию и относится эта история. Впервые нашёл её я в старом репринтном издании середины позапрошлого века.

Иисус и разбойник по Писанию

Напомню Писание. Крест Иисуса был помещён между крестами двух разбойников. Один злословил и хулил Иисуса, второй, напротив, каялся в содеянном. И на просьбу второго помянуть его в Царствии Небесном, Иисус пообещал, что завтра же они будут в раю вместе.

Эта часть Писания использовалась и официальной церковью, и различными сектами. О неё говорят не только православные, но и иные конфессии – я слышал это и от католиков, и от протестантов, и от пятидесятников. И все трактовали её одинаково, как и православная церковь – говорили о чуде покаяния.

То есть главное – вовремя покаяться. И Господь Всемогущий простит все прегрешения. Но ты не знаешь, когда конец твой, поэтому каяться надо постоянно.

Всяческие сомнительные прохристианские секты идут в своих толкованиях ещё дальше. Смысл их проповедей – твори всю жизнь что хочешь. Но успей покаяться перед смертью. Не веришь? Ну так почитай Евангелие про разбойника – там всё написано.

На самом деле в четвероевангелии описаны происходящие события. Но никто из евангелистов не мог знать тех событий, что им предшествовали.

Иисус и разбойник по Преданию

А теперь – что говорит Предание. Иосиф и Мария, возвращаясь с младенцем из Египта, наткнулись в лесу на разбойников.

В те времена это однозначно обозначало смерть – разбойники не оставляли свидетелей. Однако главарь шайки разбойников, увидев бедность путников и красоту младенца, отпустил всех троих с миром, чем вызвал немалый гнев товарищей.

Страстной четверг. Иисус и разбойники.

Чистый четверг; Иисус и разбойники

Таким образом, обещая разбойнику, что тот будет завтра с ним в раю, Иисус просто возвращал долг. И никакое чудо покаяния здесь не при чём.

Единственным человеком, понявшим смысл происходящего, была сама Приснодева. Она и поведала эту историю другим людям, среди которых были и апокрифические евангелисты.

Про 70 Евангелий

Дело в том, что четвероевангелие излагает события. Не сопоставляет факты. Не строит версии. Именно по этому принципу церковью и отобрано четыре Евангелия из семидесяти с лишним. Там просто описаны события, и ничего лишнего. Пошёл туда-то, сделал то-то.

История Марии не могла войти в это повествование даже в том случае, если Иоанн, Марк, Лука и Матфей действительно её слышали.

Но эту историю можно найти в двух или даже трёх апокрифах. А уже это заставляет задуматься. Если три человека говорят одно и то же, приписывая сказанное Богоматери, значит, с большой долей вероятности, это может быть правдой.

О «чуде покаяния»

Очевидно, что байка о «чуде покаяния» придумана ещё до разделения церкви на католическую и православную, поскольку она есть в обеих церквях. Я не знаю, зачем она нужна и почему её до сих пор рассказывают.

Я внимательно читал и перечитывал Библию – сложилось так, что у меня на это было достаточно времени. Нет там ничего о чуде покаяния. Да и в древних апокрифах не видел.

Никаких чудес здесь Библия не обещает. А прямо говорит, что мало каяться в неправильных поступках – необходимо не совершать их.