Почему врёт интернет и откуда в интернете обезьяны

Поделиться:

Почему врёт интернет? Вспомнил, что одно время бытовало странное мнение. Считалось, что стадо обезьян, обеспеченное пишущими машинками, рано или поздно напишет “Войну и мир”. Однако интернет доказал – это не так.

Почему эта шутка про обезьян из незабвенных времён dial-up (для тех, кто в танке – это девяностые годы) вспомнилась мне именно сейчас? Попробую объяснить.

В сегодняшнем интернете обезьяна – это наиболее яркий типаж, описывающий поведение подавляющего большинства пользователей. Я не знаю, почему юзеры так любят давать советы, даже не понимая, о чём речь. Но мнений доморощенных знатоков на специализированных сайтах-форумах такое множество, что крайне сложно найти правду – она попросту теряется среди вранья.

Почему врет интернет
Почему врет интернет

Вредный эффект обезьянних тусовок

Есть и специальные тусовки интернет-обезьянок. Наиболее типичный пример – ответ.майл.ру. Несложно проследить, какой эффект мы получаем от использования подобных ресурсов.

Итак, какая-нибудь глупая Маша решила спросить интернет-сообщество о том, что значит то или иное слово. Например, портал. Или лендинг. Ещё более глупый Петя (а глупцы склонны считать себя умными и всезнающими) с барского плеча выдаёт полностью лживый ответ, который ему кажется правильным. Но то, что Маше наврали – это полбеды. Что же происходит дальше? 

А дальше – больше. Совсем неглупый человек Иван Иванович, работая над рекламной компанией для новой линии продукции своей фабрики, натыкается на тот же “лендинг”. Ну не знает он пока, что это значит – в нашу эпоху торговли англоязычными словами не так-то просто уследить за терминологией. Что он делает? Правильно – вводит интересующее его слово в Яндекс. И что вылезет в ТОПе? Конечно же, майл.ру – ведь в сеошном плане это максимально “жирный” ресурс. То есть обладающий серьёзным весом в интернет-среде. Результат налицо – Иван Иванович и все его коллеги в качестве ответа получили враньё безмозглой обезьянки Пети.

Вместо ответ.майл.ру может вылезти Википедия – её вес также очень хорош. Но и она врёт. Хоть и меньше, поскольку требует более серьёзного и вдумчивого подхода. И всё равно враньё неизбежно – нередко пишут её те же всезнающие интернет-обезьянки. Которых некому проверить.

Ну а третьесортные ресурсы перепечатывают Википедию, да ещё и заявляют о её непогрешимости.

Первое, что мне пришло на ум – портал и лендинг. Вот и проверим их в Яндексе. И Википедия, и “ответы”, и им подобные выдают ряд странных толкований. Кратко: портал – это крутой навороченный сайт, а лендинг – специальная страница для сбора контактных данных.

Кто сомневается – проверьте. И первое, и второе – ложь.

Почему врёт интернет: портал, лэндинг и их соотечественники

Портал – это самый простой сайт, а не навороченная система

Понятие “портал” пришло в нашу жизнь прямиком из фантастических романов. Термин обозначал некую рукотворную или виртуальную инстанцию для перемещений. Во времени, в пространстве, в измерениях и т.д. – неважно где, но для перемещений.

В начале девяностых слово перекочевало в интернет-среду. Перекочевало вполне логично – для систематизации и каталогизации уже тогда немалого числа интернет-ресурсов потребовалась специальная система. Тогда и появились сайты со ссылками. То есть сами по себе эти сайты не имели никакого контента, кроме списков ссылок, систематизированных по категориям. Эти сайты и назвали порталами. По аналогии с фантастическими “воротами”. Ведь эти ворота служили исключительно для перехода на другие ресурсы. Порталы могли быть как узкотематическими, так и довольно универсальными.

Рунет сразу дал порталу ёмкое и совершенно правильное название – каталог ссылок. При этом “портал” был простым синонимом. Но технологии развивались, и каталоги ссылок превращались в нечто другое, более серьёзное. Каталогами ссылок их уже нельзя было назвать, а порталами их называли по привычке. 

И тут взялись за дело интернет-обезьянки. Какой-то из них пришла в голову мысль, что “портал” звучит гораздо круче, чем “сайт”, и это слово вполне можно использовать для навороченных сайтов. Так и повелось. Сегодня в рунете доказать, что портал – ссылочный одностраничный сайт, предназначенный для перехода на другие сайты – будет крайне затруднительно.  

Лендинг – это продающая страница, а не страница сбора данных

Посадочная страница, приземляющая страница, продающая страница, целевая страница – всё это и есть лендинг. От английского Landing Page. Такая страница начала появляться ещё на заре интернета у коммерческих сайтов. Главная задача страницы – побудить посетителя к действию, показать ему место для “посадки”. Мало-помалу эти страницы становились всё более значимыми и объёмными. Ориентировка на продажи от рекламы привела к тому, что ряд продающих сайтов превратился в посадочные страницы. Такие сайты и стали называть лендинги. То есть в русском языке как-то неожиданно между лендинг и лендинг пейдж появляется некая разница.

Собирает ли лендинг контактные данные? Бывает иногда, но всё реже и реже – нет у сегодняшнего юзера желания оставлять свои мылы-телефоны кому ни попадя. Обязательным сбор контактных данных для посадочных страниц не являлся никогда. У них всего один общий признак – все они всегда содержали CTA – кнопку призыва к действию. “Купить”, “подписаться”, проголосовать, подписать петицию и т.п. – всё это признаки посадочной страницы.

Так что обязательный сбор контактных данных – фантазии очередной интернет-обезьянки.

Эти два термина я привёл исключительно для иллюстрации ситуации. И подобных примеров множество. Каждый читатель наверняка сталкивался с чем-то подобным.

 

Почему врёт интернет и нужны ли английские термины

Вполне можно обойтись без английских слов. Как я уже сказал, портал – это каталог ссылок, лендинг – это продающая страница, которая может как принадлежать определённому сайту, так и существовать обособленно. То есть русский язык вполне мог обойтись и без этих терминов. Равно как и без любых других. 

Английские слова как наживка для глупцов

Откуда же они берутся и почему они постоянно засоряют русский язык? Потому что эти слова – товар. Вернее, наживка для глупцов. Их модно использовать, и они действительно продаются. Вернее, продаётся умение их использовать. Но это разговор отдельный, и я к нему ещё вернусь.

Сегодня я о том, что перестали существовать толковые словари. Почему врёт интернет? Потому что толкования термина лежат на стаде интернет-обезьянок. И каждая обезьянка вольна толковать тот или иной термин по-своему. И в результате старания этого не меру непоседливого стада термин нередко начинает принимать значение, в корне отличное от изначального. В приведённом мной примере – если лендинг ещё не совсем безнадёжен, то портал потерян окончательно и бесповоротно.

Я не знаю, что с этим можно сделать. Но я знаю, что так быть не должно.

Разговор о том, почему врёт интернет и как торгуют английскими словами, не закончен. Это довольно обширная тема, и я буду периодически возвращаться к ней.


Другие публикации в рубрике “Интернет”:

В интернет – по паспорту. Правда о проекте “Золотой щит”


Поделиться: