Раскол в православии. О храмах, костелах и кирхах

Поделиться публикацией:

Идёт по улице современного города Иисус Христос. Смотрит – у храма несчастный человек рыдает-убивается, сидя прямо на земле.

 – Отчего горюешь, ближний мой? – спрашивает Спаситель у горемыки.

– Меня батюшки в храм не пускают!

– Так чему ж тут удивляться? Меня они давно не пускают…


Православный раскол
Православный раскол: что дальше?

Итак, патриарх Константинопольский Варфоломей стал раскольником. Таковым его “признала” Русская Православная Церковь. Ну а поскольку “признание” РПЦ обжалованию не подлежит, тут же было объявлено о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Причина – Варфоломеем была предоставлена автокефалия украинской православной церкви. Отвергнутый российской церковью отец вселенского православия Константинопольский патриархат, в отличие от неё, повёл себя по-настоящему достойно и истинно по-христиански: отказался от разрыва отношений. 

Интересно, как это назовут потомки? Большой Православный Раскол? Великая Православная Смута? Ещё как-то? Или есть надежда, что всё как-нибудь быстро уляжется и не успеет войти историю? Вряд ли – РПЦ в последнее время живёт настолько красиво, что ей не пристало даже папе родному прощать непослушание. Не по-царски это.  

На самом деле, не смешно – события действительно приобретают серьёзный оборот. Византийско-русско-украинский православный конфликт грозит обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.

Ведь на волне возмущения РПЦ выяснилось, что по каким-то забытым причинам она вообще не имеет томоса – то есть основного документа, на основании которого ведёт свою деятельность. А этот фактически означает незаконность её деятельности. 

Расколы в христианстве. Первый и второй

Напомню, что первый раскол в среде христианской веры имел место в 1054 году. Именно в этом году папа Римский и патриарх Константинопольский предали анафеме друг друга, а заодно клир и паству. Тогда единая христианская церковь и разделилась на две – Католическую Западную и Кафолическую Восточную. Причины были исключительно политическими. Не вдаваясь в подробности – итальянцы и греки (Рим и Византия) всю жизнь спорили, кто ж из них круче. И давным-давно понятно, что ни те, ни другие уже далеко не так круты, как на заре нашей эры, обособленная деятельность церквей длится уже почти 10 веков. Нет, взаимные анафемы сняты, хотя и всего каких-нибудь пятьдесят лет назад. Но это уже не изменит того факта, что сегодня католическая и православная конфессии – по сути своей разные веры с сильно отличающейся обрядовостью.

Далее можно лишь припомнить XVI век, известный появлением Лютера с его, скорей всего, проплаченными протестантскими взглядами. Он и его вполне логически обоснованный возврат к евангельским истинам также был серьёзным расколом. Что вполне понятно – Лютер дал тем, кто считал себя христианами, очень удобный, совсем не напрягающий и ни к чему не обязывающий формат веры. Какие службы-мессы? Песенки под гитарку попел, пообнимался, покричал “Аллилуйа” – это и всё, что надо от тебя Создателю. А позже не грех и косячок закрутить – воскресенье всё-таки…

Это был второй раскол. И опять причины были чисто политическими – германская элита захотела освобождения от растущего политического влияния католической церкви.

Собственно, больше и припомнить нечего. Появление последователей – кальвинистов и цвингилистов – уже несущественно. Равно, как  и появление англикан, баптистов и прочих мормонов. Не говоря уже о прохристианских сектах различного толка – всё это можно не считать.

Раскол № 3 или незначительный конфликт?

Будет ли наметившийся раскол значимым событием, напоминающим раскол 1054 года или чем-то незначительным и не стоящим внимания, вроде подобной ссоры из-за Эстонии в 1996 году – покажет время. Сейчас же можно уверенно сказать только одно: сегодняшний конфликт – не более, чем очередные политические разборки. То есть простое желание иметь больше денег и сфер влияния. И к вере он не имеет никакого отношения. Политическое решение РПЦ абсолютно неумное и продиктовано исключительно уязвлённой гордостью.  И что самое плохое – оно начисто лишено будущего. Поскольку дальнейших шагов РПЦ сделать не сможет. По сути своей, она попросту демонстративно обиделась и отвернулась от остального православного мира. Но это значит, что, согласно её решению, православный мир (пока условно?) поделился на две части – “наших” православных, и, соответственно, “не наших”.

Итак, к “не нашим” православным нельзя заходить в храмы. С ними нельзя молиться, и, естественно, вместе с “не нашими” запрещено принимать святое причастие, и вообще приступать к любому святому танству. Так считается. Но, на мой взгляд, стоит разобраться, так ли это. 

Мне неоднократно приходилось бывать и в католических костелах, и в лютеранских кирхах, и в молитвенных домах баптистов, и даже на сектантских собраниях. Нигде не смотрят на христиан других конфессий косо. Конечно, употреблять католические облатки я бы не стал. Но почему не зайти в костел? Ведь ни одна христианская конфессия никогда не запрещала и не запрещает православным вход в свои культовые сооружения. Это примерно то же самое, как, не зная или не помня молитвы, обращаться к Богу своими словами. А сейчас мы наблюдаем, как православные отгораживаются от православных. И чем они теперь лучше сектантов? 

– Да будет он вам как язычник и мытарь, – учил Иисус Христос, говоря о тех, кто не внимает слову Церкви. 


Раскол в православии
Раскол в православии. Памятник воссоединению русской и зарубежной православных церквей. Памятник поставили. А дальше?

Моё мнение о ситуации

Да, странная практика так называемого “прекращения евхаристического общения” действительно существует. И она действует в очередной раз. Но сегодняшняя истерика рядовых православных мне абсолютно непонятна. Ах нам нельзя на Афон, нам нельзя то-то и то-то. И вот это запрещено, и это… 

Кто вам это сказал? Конечно, монахам и клирикам надо быть внимательней – в церковной иерархии, как ни крути, командная, почти военная система. Ну а простым православным о чём переживать? Патриарх Кирилл действительно глава церкви, но простому православному он не командир и даже не начальник. У него нет права приказывать. И та свобода воли, которую исповедает Библия, всегда остаётся с нами, и никто не вправе посягнуть на неё. Тем более, что Константинополь не ответил аналогичным решением. Уверен – ни сегодня, ни завтра никто не выгонит русского православного из греческого храма.

Таким образом, лично я не поддерживаю решение Русской Православной Церкви обиженно отвернуться от всего православного мира. И не стану участвовать в политических противостояниях, с какой бы якобы благой целью они ни проводились. Считаю, что для рядовых православных ничего не изменилось. И они ни в коем случае не должны ограничивать себя в праве самостоятельно принимать решение.  А странные решения верхушки клира пусть остаются на их совести.


Другие публикации в рубрике “События”:

Православное Рождество как эхо красного режима

Праздник Волка – правда про День Святого Валентина

8 марта – правда о празднике