Рэгтайм, США, 1981 г.
Режиссёр Милош Форман
В главных ролях: Ховард Э. Роллинз мл., Джеймс Олсон, Элизабет Макговерн, Брэд Дуриф, Кеннет МакМиллан, Дебби Аллен и др.

Рэгтайм – рваное время
Для справки: Рэгтайм (рваное время) – популярный в начале прошлого века танцевальный жанр, предшественник джаза. Считается, что именно от этой музыки джаз перенял характерную склонность к синкопированию. В рэгтайме инструменты могли играть разные – каждый свою – мелодические линии.

“Рэгтайм” я уже упоминал в статье “Памяти Милоша Формана“. Я говорил о нём, как о фильме из топ-5 Формана. Фильм снят по одноимённой книге.
Основной сюжетной линией является, как сейчас принято говорить, борьба чернокожих за свои права. Тема сейчас особо популярная, но дело не в ней. И внимательный зритель понимает это довольно быстро.

Основной лейтмотив – тема свободного выбора поступков, которые мы совершаем, когда сталкиваемся с несправедливостью. Фильм призывает тщательно взвешивать поступки и прогнозировать их последствия.
“Рэгтайм” – тема протеста
Вообще тема протеста против несправедливости системы (ну или против режима) сегодня крайне актуальна. Протестные выступления происходят у нас на глазах.
Самосожжение доведённой до отчаяния оппозиционерки – отчаянный поступок. Вероятно, сделанный сгоряча. Чего она добилась? И чего хотела добиться?

Повторюсь – дело совсем не в чернокожих и не в их борьбе. Это не моя война, пусть они там разбираются без меня.
Но вопрос о том, на что мы готовы пойти и чем мы готовы рискнуть ради того, чтобы восстановить справедливость (или то, что кажется нам таковой) – это животрепещущий вопрос не только отдельных личностей, но и целых народов.

Рекомендую посмотреть этот фильм, поскольку сегодня он актуален как никогда. Не буду рассказывать сюжет. Скажу кратко – целый ряд кровавых трагедий разгорелись из-за одного жалкого трусливого ничтожества. В человеческом облике, разумеется.
Это ничтожество было наделено маленькой-маленькой властью – всего-то следить, чтобы на дороге оставалось место для проезда автомобиля.
Желание справедливости заставило задетого за живое героя фактически начать военные действия. В огне вооружённого протеста начинает пылать всё, включая его близких и его самого.
И в каждом кадре всё более настойчивей звучит немой вопрос –
А стоило ли оно того?
Это вопрос обращён ко всем. Милош Форман не даёт на него ответа. Очевидно, каждый должен решить сам.
Ещё на тему “Кино”: