Дудь и Колыма. Вечная Слепота

 


= Опубликовано 13.05.2019 | Обновлено 22.06.2021 =

Дудь и Колыма. Новый опус посмотрел со смешанным чувством. Это уже вполне серьёзная работа, чуть ли не исследование. Уже настоящий  документальный фильм. А не просто какие-то там очередные посидели-поговорили. Но чего-то главного я так и не услышал. И осталось очень сильное ощущение непонимания. Я бы даже сказал — наивности повествователя.

Поездка, как представляется, была не простой. Но материал однозначно того стоил. Обломки лагерей и обломки сегодняшней жизни, которые упрямо надеются воскресить отдельно взятые сумасшедшие энтузиасты, удачно соседствовали друг с другом.

Сегодняшний день тусклый, вчерашний страшный. Ну а будущее крайне туманно.

Дудь и Колыма. Вечная слепота.
Дудь и Колыма. Вечная слепота.

В целом радовали не только картинки с натуры, но и лирические отступления. Заснеженная дорога в заснеженной тайге, по которой бодро бежит удачно подходящий по колеру белый «поросёнок». Белым-бело и очень эффектно. Маловато таких кадров  было, побольше бы.

Чувствуется, что Дудь во время разговора привык фокусироваться на собеседнике. Вставки в этом фильме не были его коньком. На мой взгляд, надо бы побольше. Тем более, что зачастую разговоры выглядели слишком затянутыми.

Однако, всё это — не более, чем поверхностный взгляд. А сейчас — о главном.

Дудь и Колыма. Назад, в восьмидесятые

Я снова окунулся в конец восьмидесятых. В запоздавшие на полвека охи-ахи, слёзы-сопли и прочие «Как нам обустроить Россию». Справедливости ради можно заметить, что пару фамилий раньше я не слышал.

Но вряд ли это что-то изменит. Поскольку вместо них я слышал не одну сотню других, в аналогичном антураже. И выводы напрашивались те же самые. Так что фонетика не имеет значения.

Что Дудь сообщил нового? Естественно, абсолютно ничего. Весь фильм — не более пяти процентов из того, что я уже не раз слышал. И что набило оскомину уже тридцать лет назад.

Удобный материал

Есть такая давно сложившаяся маленькая хитрость всех публицистов. Храбро бросаться грудью на амбразуру, в которой нет никакого пулемёта. Ведь мы же типа поднимаем острые социальные вопросы. Сталин, Ленин, Петр I, Малюта Скуратов — всё это реальные фигуры, имеющие значения для истории. А значит, вроде бы как для каждого из нас.

На самом деле, все эти реальные фигуры — просто удобный материал для смысловых спекуляций. Этим персонажам можно перемывать косточки сколько угодно. Их уж нет в живых. Так что городи что хочешь — всё сойдёт с рук.

Придуманы даже специальные оправдательно-обвиняющие фразы. От ломоносовской «кто не знает прошлого, у того нет будущего» до красивой интерпретации Дудя «это не про прошлое, это про настоящее».

Красивая болтовня выгодно прикрывает суть — мы поимели очередной опус ни о чём. Или опус поимел нас? Неважно. Важно, что рассказ, каким бы он не был правильным, не ведёт ни к выводам, ни к действиям.

Потому что запоздал на 80 лет. А восемьдесят лет назад, когда было самое время, Дудь, живи он тогда, ни за что не решился бы на подобное повествование. В том-то всё и дело.


 


Если и есть правильные устойчивые фразеологизмы, так это тот, что после драки кулаками не машут.

Дудь и Колыма. О прошлом и будущем

Я уважаю Ломоносова. Как и большинство россиян. Так положено. Но его фраза о том, что народ, не знающий прошлого, не имеет будущего — просто анекдот. Потому что при всей своей красоте фраза полностью бессмысленная. Нельзя знать прошлого. Никакого, кроме разве что своего личного.

Ведь что такое прошлое? Это то, что нам рассказали. Кто? Те, кто на этом зарабатывают. Можно им верить? Конечно, нет. Потому что любой рассказ — не более, чем интерпретация событий. И никак не бесстрастное изложение. Уже хотя бы потому, что это заработок.

Можно проверить себя. Кто на сто процентов уверен, что обсуждаемую фразу сказал именно Ломоносов, как нам рассказали? Никто. Я вот лично выеденного яйца за это не дам.




Вечная Слепота

Нет, сказки про Колыму — никакое не настоящее, и уж тем более не будущее. Это прошлое. Которое уже реально ничего не изменит. Какими бы складными эти сказки не были.

Страшно то, что уже принято быть слепцом. Это удобно. И выгодно. Происходящие сегодня мерзости как бы принято не замечать. А между тем, многие гадости, которыми промышляет сегодняшнее так называемое судопроизводство, никакому Сталину и не снились.

Но говорить об этом не хочется. На фиг надо… Есть Сталин, Ленин, Троцкий. Иван Грозный на худой конец. Хороший материал. Безответный.

Сегодня людей избивают на улицах просто так. Дети отправляются за решётку за организацию так называемых «экстремистских сообществ», которых никогда не было. Добрая половина «преступников», многие годы находящаяся за колючей проволокой, вообще ни в чём не виновны.

Как раз это и есть настоящее. И из него будет строится будущее.

Вдумайтесь в эти дикие цифры. Процент оправдательных приговоров при Сталине был ничтожно мал сказочно велик. Это 10 процентов! Процент оправдательных приговоров сегодня — 0,3 процента. Причём цифра дутая. По факту — не более, чем 0,1 процент. Это те, у кого хватило денег откупиться. То есть реальных оправдательных приговоров в России нет. Совсем НЕТ. В истории человечества подобные случаи не зафиксированы. Даже во времена инквизиции.

Самому Сталину и не снилось подобное. Да, сегодня не расстреливают. Просто сажают лет на 15 — 25 или пожизненно. За очередное «страшное» преступление. Вроде репоста в ВК.

При этом общество настолько примитизировалось, что безобидные фильмы вроде «Левиафана» называют хулой на действительность. Слепота и глухота достигают апогея.

Новая Колыма

Сегодня вся страна медленно и неуклонно превращается в новую Колыму. Пусть пока без горы трупов, но с гораздо большей горой примитивного беспредела. А слепцы со скорбными лицами обсуждают Колыму давно минувшую. При этом прикрываясь проверенными красивыми фразами.

И вот это действительно грустно.