Православное Рождество как эхо красного режима

 


= Опубликовано 11.01.2019 | Обновлено 28.04.2024 =


Православное Рождество – что это такое и почему мы празднуем его после Нового года? Тем, кто забыл, почему 25 декабря для нас вдруг превратилось в 7 января, напомню, что в 1918 году большевиками был введён григорианский календарь, введённый в Европе аж в начале XVI века и логично принятый римской католической церковью. А в 1923 году по инициативе Патриарха Константинопольского состоялся собор Православных Церквей.

Там и были введены поправки в этот календарь, фактически обозначающие его неприятие. Сложно сказать, что сыграло решающую роль – боязнь нового или демонстративное несогласие с большевистским режимом.

Православное Рождество как эхо красного режима
Православное Рождество как эхо красного режима

Одна из самых правдоподобных версий состоит в том, что русская православная церковь, в 1923 году уже находящаяся в крайне напряжённых отношениях с властью, просто выразила своё недовольство. Причём вначале патриарх Тихон ввёл новый календарь, но продержался он всего лишь чуть более трёх недель.

Пришлось отменить, поскольку в целом русская церковь была категорически недовольна “бесовской” властью и, как следствие, всеми её нововведениями.

Сегодня считается, что православный мир празднует Рождество Христово 7 января, а католический – 25 декабря. Это неверно – 7 января Рождество празднуют не только многие православные, но и восточные католики, и некоторые лютеране.

И напротив – более десятка православных церквей празднуют вместе с римскими католиками 25 декабря. То есть само по себе понятие “православное Рождество”, как видим, достаточно условно и крайне расплывчато.

Эта картина наглядно демонстрирует полный раздрай в понимании правильной даты одного из главных христианских праздников. Сегодня когда-то искусственно созданное противостояние вызывает лишние склоки. Из которых, как и из любой свары, не может получиться ничего хорошего.

Православное Рождество и Новый год

Мы постоянно наблюдаем, насколько бессмысленные конфликты рождает противопоставление Нового года и Рождества Христова.

Например, совсем недавно небезызвестный протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «празднование Нового года в России и странах постсоветского пространства не имеет ничего общего с христианскими ценностями«.

При этом он изрыгал ругательства в сторону фильма “Ирония судьбы” и даже назвал праздник Новый год богопротивным. К тому же им было заявлено, что «новогодняя поп-культура родилась как противовес Рождеству и христианству». И в результате – «душевность» подменяет любовь к Богу любовью к «родным и близким». Интересно, что Чаплина поддерживают многие.

Будучи реалистом, я не принимаю фанатизм. Никакой. Чем бы этот фанатизм ни прикрывался.

Фанатизм плох и опасен всегда, везде и в любой форме. И фанатизм православный ничуть не лучше исламского экстремизма. Судя по тому, как развиваются события в стране, у всех нас ещё будет шанс в этом убедиться.

И опасность фанатизма прежде всего в том, что религиозные фанатики добровольно и крайне охотно берут на себя функцию Бога. Что Ему угодно, а что неугодно. Или что можно, а что нельзя. А также что надо делать, а что нет. Что допустимо, а что неприемлимо. И, как итог – кому можно жить на этом свете, а кому не обязательно.

“Богопротивный” Новый год

Да, празднование Нового года – мероприятие исключительно светское, к религии никакого отношения не имеющее. Но это никак не делает его богопротивным.

Свадьба, на которой Христос  явил своё первое чудо – превратил воду в вино – также была мероприятием светским, но Спаситель совсем не был против. Более того – как все мы помним, охотно принимал участие в общем веселье.

Если уж говорить о богопротивности чего бы то ни было, то уж проще обвинить в ней сам григорианский календарь. Однако, вспоминая библейскую ссору у капища Артемиды, несложно вспомнить слова разумного эфесского гражданина о том, что неугодное Богу существовать не будет.

Так что и тут Писание против. Этот же эпизод впрямую относится к фильму “Ирония судьбы или с лёгким паром!” Лично я склонен воспринимать его как фильм о промысле Божьем и о том, каким чудесным образом этот самый промысел может быть явлен. И именно поэтому мы смотрим его столько лет, а не забыли на следующий день, как, например, его продолжение.

Ну а что же касается заявления о том, что новогодняя поп-культура родилась как противовес Рождеству и христианству, то всё с точностью до наоборот.

Родилась эта культура задолго до большевиков и именно благодаря христианству – не стоит забывать, что главным действующим лицом Рождества и Нового года был и остаётся Святой угодник Николай Чудотворец. Пусть нынешний Санта-Клаус довольно далеко отошел от прославленного христианского святителя, всё же не стоит забывать, что это он и есть. Смешно думать о том, что протоиерей не знает или не понимает таких элементарных вещей.


 


И, наконец, по поводу такого тяжкого греха, которым, как заявляет Чаплин, является любовь к «родным и близким». Тут впору усомниться в адекватности протоиерея. Одной из главных заповедей христианства является любовь к ближнему своему. Причём любовь к ближнему и есть любовь к Богу. “Сделали для ближнего своего – значит, сделали для меня”, – учит Спаситель будущих апостолов.

Богочеловек

Всеволод Чаплин был типичным примером того, как человек берёт на себя функции Бога. С чего он решил делать заявления о богопротивности Нового года? Почему какому-нибудь другому протоиерею Иванову (Петрову, Сидорову) не заявить о богопротивности самого Чаплина? На тех же самых основаниях – так захотелось.

Причём тут будет больше оснований – яростный противник “бесовских” фаст-фудов и вообще всего американского, Чаплин в разгар рождественского поста был застукан в Мак-Дональдсе во время поедания сочного “дьявольского” бургера. Тогда он заявил, что ничего дурного в поедании котлет в Рождественский пост нет.

Конечно, что ж тут дурного… Подумаешь, какой-то там Рождественский, понимаешь, пост… Вот чертовская “Ирония судьбы” – совсем другое дело.

Однако оставлю в покое Чаплина. К сожалению, он не единственный, кто изрекает смешные, странные и порой даже дикие вещи. Сегодня не об этом. Сегодня о том, кому нужно 7 января и нужно ли оно кому-нибудь вообще.

Православное Рождество: два греха

Вообще-то, если судить по Писаниям, за теми, кто в своё время не принял новый календарь, как минимум два смертных греха – небывалая гордыня и введение ближних во искушение. 

Гордыня перед ненавистными большевиками, которые ввели непонятные новые даты. Ни капли не сомневаюсь, что, если бы григорианский календарь ввёл кто-то из царей, с которыми церковь была в искренней дружбе, то и не было бы сейчас никаких разногласий между Новым годом и Рождеством. Наверняка получилось бы точно так же, как получилось с Папой Римским в 16 веке – 25 декабря осталось на месте, и никуда не стало перемещаться. Что логично и правильно. И не искушает паству.

Что же касается введения ближних во искушение, то здесь лучше вновь обратимся к Библии.

Согласно Писанию тот, кто вводит во искушение, виноват гораздо более, нежели сам искушаемый. Последний не то, чтобы совсем невинная жертва, но виноват гораздо меньше. Из некоего никому непонятного сейчас “принципа” передвинуть Рождество Христово на “после Нового года” – это фактически отмена главного праздника в году. Объявить пост в самый известный в мире праздник – поистину праздник всех народов – как это расценивать? Кроме того, не стоит забывать о реалиях сегодняшней жизни. Ведь для того, чтобы не чувствовать дыхание Нового года, нужно попросту скрыться из города, спрятаться где-нибудь в лесу.

А такая возможность есть далеко не у всех. Подавляющее большинство попросту не имеет возможности в эти дни поститься. В связи с чем предложение православной церкви выглядит более чем странным – нужно весь Новый год ходить с постной физиономией и портить другим праздник.

Но и это грех. И что делать доброму православному?

Правда о Рождестве Христовом

Да, Спаситель родился при юлианском календаре. Но давным-давно нет никакого юлианского календаря. Достаточно заглянуть в паспорт любого священника и увидеть, что все даты в нём обозначены по современному календарю, а не по какому-то неандертальскому.

Они живут в этом мире. У них паства из этого мира. Еда и воздух – тоже. И деньги они берут за свои услуги современные, а не какие-нибудь там  юлианские. Таким образом, их дикая упёртость не имеет под собой никакого логического объяснения.

Потому что никто и никогда уже не узнает, когда родился Иисус Христос. Никто уже даже не пытается рассказать, что Иисусу в этом году исполнилось 2019 лет. Потому что все знают, что это будет враньё. По одним источникам Христос родился в пятом или седьмом году поле Рождества Христова, по другим – между 24 и 17 годом до Рождества Христова (странно звучит, не правда ли?) Есть и другие источники, указывающие на ещё более отдалённые от Рождества Христова даты – перечислять версии не вижу смысла.

Рождество Христово – сегодня условное понятие, которое не указывает не только на число месяца, но даже на год.

Все мы должны помнить, что фразы “до Рождества Христова”, и “после Рождества Христова” не имеют под собой реальной исторической основы. Это абсолютно фиктивные понятия. Не более, чем традиция. Обычные устойчивые фразеологизмы, да и только. А фраза “православное Рождество” и вовсе смешна.

О дате рождения

Что же касается даты рождения Иисуса, то и здесь много версий. Основные три – начало еврейского Ханука, римские Сатурналии и слова Святой Богородицы лично.

Все три по сути равнозначны. И здесь мы также никогда не узнаем правды. Разумеется, поклонники 7 января настаивают на третьей версии – словах Пресвятой Богородицы.

Попробуем согласиться с ними – слова о 25 декабря сказала Мария лично. Но разве это не обозначает, что именно этой даты и нужно придерживаться?  Разве это не является свидетельством того, что Спаситель родился за неделю до Нового года? А не через неделю после, как перевернули позже?

Лично мне кажется, что данное свидетельство нужно расценивать буквально. 25 декабря, за неделю до Нового года. А не иначе.