= Опубликовано 04.03.2019 | Обновлено 26.04.2024 =
WordPress? А почему именно WordPress? Ну вот опять… Мне так часто приходилось отвечать на данный вопрос, что я решил – будет лучше, если я напишу по этому поводу отдельную статью. А потом буду просто давать на неё ссылку. И мне легче, и другим понятней.
Начну в хронологическом порядке. Тренироваться делать сайты я начал в 90-е годы. Ровно в тот момент, когда понял, что вся пресса рано или поздно переедет в интернет.
CMS-ки тогда уже зарождались, но были в зачаточном состоянии. В основном в мире царил чистый HTML-код. И строился он в идеале с помощью Блокнота. Хотя уже был ряд визуальных (WYSIWYG) редакторов.
Правил балом Microsoft Frontpage. Потом прорыв совершил DreamWeaver от Macromedia, позже слившейся с Adobe. В те времена возможности данной программы действительно впечатляли. Были и другие достойные игроки.
Но сегодня не о них. А о том, как в самом начале нулевых я взялся за Системы Управления Контентом, логично рассудив, что за ними будущее.
Рынок CMS тогда не баловал разнообразием предложений. Однако повыбирать всё же пришлось. Тщательно штудируя интернет и прислушиваясь к советам тех, кто уже успел узнать побольше моего, я остановил свой выбор на Мамбо.
Ни WordPress, ни Drupal, ни Joomla тогда ещё не было…
Mambo, Joomla, Drupal
Мамбо меня впечатлила. На ней я сделал сайтов пять-семь, с разными шкурами (тогда ещё слова “тема” в русском варианте не существовало). Но, если честно, были баги.
Красивые сайты временами ни на шутку глючили. Постоянно приходилось что-то поправлять. Производители этого не скрывали и периодически писали аддоны, предназначенные исключительно для штопки дыр движка.
Для тех, кто не знает: Mambo – двухвариантное (OpenSource и коммерческое ) решение от той же австралийской команды, что позже написалa Joomla. Насколько я понимаю, параллельный проект Joomla возник вследствие каких-то междоусобиц. Хотя вряд ли это сейчас имеет значение.
Из ведущей тройки первым был Drupal. Он был непростым и навороченным, но мог потянуть всё, что угодно. WordPress стал вторым. Вначале это была просто блог-платформа: движок для интернет-дневников.
Позже появилась Joomla. Для меня она изначально не представляла интереса. Поскольку представляла из себя переделанное подобие Mambo. А от последней я уже серьёзно устал.
То есть работать с Joomla я не хотел, а Drupal не был нужен для моих задач и требовал слишком серьёзной доработки. Если уж браться за Друпал, то делать нужно что-то более глобальное, чем просто публикатор.
Drupal и президент США
Собранный на Drupal сайт Барака Обамы в бытность его президентом США – типичный пример того, как делать можно, но не нужно. Тому сайту не то, что Drupal – ему даже PHP и MySQL ни к чему. Там вполне можно было обойтись простым HTML.
Никто не сомневается, что у президента супердержавы хватит денег на то, чтобы каждую букву разместить на отдельном Друпале с десятком Мускулов. Но дело ведь не в этом.
А в том, что каждая вещь должна находиться на своём месте. Например, я искал что-то попроще и более готовое к адаптации. В результате сел за WordPress. На тот момент он уже перестал быть блог-платформой и превратился в состоявшуюся CMS.
И всё-таки почему WordPress?
На сегодняшний день более 50 процентов CMS в мировом интернете работают на движке WordPress. Второй и третий игроки Joomla и Drupal имеют настолько ничтожную долю, что их можно вообще не принимать всерьёз.
Почему так произошло? Ответ мне неизвестен. Я никогда не ищу ответы на подобные вопросы. Поскольку это лишняя трата времени. Можно сколько угодно говорить о том, почему появилась Joomla. Или, например, о том, почему Betamax проиграл VHS. Только зачем и что это даст? Особенно, если учесть, что всё это – уже прошлое.
Сегодня WordPress – это всё, что душе заблагорассудится. Хоть визитка, хоть лендинг, хоть интернет-магазин. И сегодняшний сайт на WordPress – это здание любой высотности и конфигурации, создаваемое строителем из отдельных готовых блоков.
Я бы сказал, что именно WP (устойчивое сокращение для ВордПресс) разделил понятия CMS и собственно движка. То есть WordPress – движок, базис. А вот после возведения надстройки – выбранных вебмастером блоков, он и превращается в CMS.
Важно, что WordPress поддерживается всеми. Ни одна CMS не может похвастать подобным. Можно быть уверенным – какие бы технологии не появились у Яндекса или Гугля – решение для WordPress придёт одновременно с ними. А это очень важно. И дорогого стоит.
О недостатках WordPress
За что же ругают WordPress и справедливо ли это? Попробуем разобраться.
Это блог-платформа
Давно в прошлом. Мы ведь не вспоминаем, что человек, возможно, когда-то был неандертальцем, и от этого не считаем себя обезьянами. WP развивается постоянно и очень быстро.
Сегодня блог – просто часть системы. Причём пользоваться блогом совсем необязательно. Не нужен? Просто не включай, и всё.
Лучший пример – мои два сайта. Если на vvvTV.ru блог включен (как раз его вы сейчас и читаете), то на других сайтах выключен, особенно сделаннных в популярном сегодня стиле лендинга. С точки зрения движка всё это совершенно одинаковые сайты. Причём даже надстройка идентична. Просто настроены по разному. Превратить один в другой – дело пары минут.
На сегодняшний день я веду более десятка сайтов на WP. Блог включен всего на одном (компания публикует производственные новости). У остальных нет никаких блогов.
Периодически обнаруживаются уязвимости
Не чаще, чем в других местах. Боюсь, атаки разного пошиба ботохакеров – то, от чего никому и никуда не деться. И это можно сказать про любую систему. Да, та уязвимость, что обнаружилась прошлой весной, принесла немало головной боли. Но в результате всё решилось. И ничего страшного не произошло.
Кроме того, есть масса вариантов для дополнительной защиты своего сайта. Но это уже другой разговор.
Для тех, кто плачет о «беззащитности» WordPress – а почему не включить защиту на уровне хостинга? Да, платно. Зато надёжно. И вообще практически не будет разницы, WP там у вас, или что-то другое.
Дублирование страниц
Вообще мелочь – отключается одним движением. Даже не стоит разговора. Не хочешь – не дублируй.
Излишне тяжёлый
Согласен. Тяжеловат. Это не просто дополнительная нагрузка на сервер, но ещё и недостаточно быстрая загрузка страниц. С этим действительно постоянно приходится бороться. И это действительно недостаток. Но он не так критичен, как его преподносят.
И, учитывая достоинства, с ним вполне можно смириться. На мой взгляд, оно того стоит. Учимся оптимизировать код и изображения – и всё получится. Кроме того, от версии к версии этот недостаток всё менее заметен. Возможно, исчезнет совсем.
Итог – недостаток всего один. Да и то относительный. Все остальное решается с помощью рук и серого вещества.
Отдельно про нагрузку на сервер и темы. Очень часто нагрузку на сервер обеспечивают темы, а не сам движок. Есть хорошие и недешёвые темы, категорически не пригодные к использованию. Перед покупкой обязательно протестируйте бесплатную версию темы. Если не знаете как – дождитесь первой индексации Яндекса и изучите результаты. И только потом покупайте.
Российские CMS
Ну и в заключение для полноты картины – о наших, родимых… HostCMS, Битрикс и некоторых других. Конечно, я имел с ними дело. И сегодня приходится иметь. Поэтому могу сказать уверенно — маркетинг в России есть. И неплохой. Потому что всё это продаётся.
Одно мне непонятно – кто это покупает? И зачем? Если есть бесплатные решения, которые делают то же самое гораздо лучше. И даром.